Архив выпусков → 2022 → Том 62, № 6 → стр. 629–644
Статья
Цитогенетические эффекты в популяциях ковыля волосовидного с территории Семипалатинского испытательного полигона
Гераськин С. А.1, Минкенова К. С.2, Переволоцкая Т. В.1, Переволоцкий А. Н.1
1Всероссийский научно-исследовательский институт радиологии и агроэкологии, Обнинск, Россия 2Филиал “Институт радиационной безопасности и экологии” РГП “НЯЦ РК”, Курчатов, Казахстан
Аннотация
Оценка цитогенетических эффектов в популяциях ковыля волосовидного выполнена на 63 участках площадки “4А” Семипалатинского испытательного полигона (Казахстан), не отличающихся по почвенным характеристикам и загрязнению тяжелыми металлами, но контрастных по уровню радиоактивного загрязнения. На площадке “4А” в 1953–1957 гг. проводили испытания боевых радиоактивных веществ. Дозовые нагрузки на растения ковыля волосовидного на этой площадке варьируют в диапазоне 0.00036–11 Гр/вегетационный сезон, основной вклад в поглощенную растениями дозу вносит внутреннее облучение от 90Sr. Показано, что зависимость частоты цитогенетических эффектов от логарифма дозы распадается на два участка. В диапазоне 0.36–162 мГр частота аберрантных клеток статистически значимо не отличается от контрольного уровня. Увеличение дозы выше этого предела ведет к статистически значимому росту частоты аберрантных клеток. Точки перегиба оценены и для других цитогенетических показателей (120 мГр для одиночных фрагментов и мостов, 141 мГр для двойных фрагментов и мостов и 174 мГр для митотических аномалий). Основной вклад в формирование цитогенетических эффектов вносят двойные мосты, что служит дополнительным доказательством радиационной природы наблюдаемых в популяциях ковыля волосовидного изменений.
Ключевые слова
Семипалатинский испытательный полигон, радиоактивное загрязнение, 90Sr, цитогенетические нарушения, ковыль волосовидный
Новости и события
Последний выпуск
Вопросы-ответы
Средние сроки рецензирования статей составляют 30 суток. Рецензирование статей двойное слепое - проводится двумя рецензентами из разных научных учреждений